Главная страница Школы Аштанга йогиТрадиция Аштанга йогиМетод Аштанга ЙогиРасписание Школы Аштанга йогиИнструкторы ШколыВИдео и Фотоматериалы, СтатьиСеминары ШколыАдрес Школы и контактная информация
Школа Традиционной Аштанга йоги в Краснодаре.

Путешествие в Майсор.

  1. Перелет.

 Ну вот мы и собрались в Майсор (Индия), в мекку Аштанга-йоги. Купив доллары по дикому курсу мы сидим в аэропорту Краснодара. Все идёт хорошо, садимся в самолёт и прилетаем в Москву. Попав в Домодедово, принимаем звонок от компании перевозчика. Оказывается, они продали наши места 2 раза и предлагают остаться до утра в Москве в комнате ожидания. В целом, времени  между самолетами достаточно - 8 часов, и мы соглашаемся. Спокойно перекусив в местной "Коровке", узнаем, что мы все же летим и притом бизнес классом. Очень комфортный самолёт до Абу-Даби, напитки на взлете, бизнес меню, удобные кресла и собственный телевизор. Случайно выбираем из меню фильм (на английском) "Гектор в поисках счастья". Удивительная история молодого психиатра, уставшего от вечно несчастливых клиентов и отправившегося путешествовать по миру в поисках своего рецепта счастья. Забавляет, что в самолете его так же, как и нас, пересаживают в бизнес класс из-за недостатка мест в эконом.

 Приземлившись в Абу-Даби испытываемым неподдельный восторг от чистоты, современности, обилия света и простора. В каждом туалете находятся специальные работники, следящие за чистотой, чувствуется приятный запах цитрусовых. Работники аэропорта каждые 10-15 минут осматривают урны и убирают мусор. Много белых оттенков и идеально чистого стекла. В аэропорту на стенах прекрасные работы арабских мастеров, а на одном из этажей стоит главная достопримечательность - позолоченная статуя верблюда, на которой можно сфотографироваться.

 

 

Вокруг ходят арабы: мужчины одеты во все белое, с чалмами на голове. Женщины полностью закутаны в чёрные одежды, часто есть только прорези для глаз. Также встречается много индийцев: в более свободной и современной одежде. Находим очень удобные кресла и отключаемся на несколько часов.
 И вот самолёт на Бангалор. Мы практически единственные белые люди в самолете.
После 20 часового перелета отвечаю на ломанном английском дотошному таможеннику, зачем же все-таки я прилетела на месяц в Индию. Подходит муж, и вопросы наконец-то заканчиваются.
 На такси едем в гостиницу. Прайс зверский-1000 рупий с аэропорта до гостиницы. Заселившись, обнаруживаем, что в номере нет горячей воды. Пытаемся объяснить это администратору. Он кивает, но ничего не делает. В итоге нам приносят термос с кипятком! На мои возмущенные вопли, мальчик кажется понимает, что мы от него хотим и демонстративно спускает воду в течение 10 минут! Вода чуть нагревается, и я счастлива!

 

2. Бангалор.
 
Утром отоспавшись, едем на ж/д вокзал. 

30 минут выясняем, что билет на поезд можно купить только в тот же день когда уезжаешь. Вернувшись в гостиницу решаем поехать на экскурсию по городу. Таксист что-то долго пытается объяснить насчет парка с фонтанами Индиры Ганди. Как оказалось, фонтаны работают только вечером, но парк все равно нам понравился. По центральной аллее, обрамленной цветами, бегает большое количество бурундуков, огромный баньян дает приют влюбленным парам, а цветущие магнолии щедро одаряют цветами.

 В парке также представлена интересная выставка военной техники, где я впервые вижу настоящие ракеты!

 Решаем пешком прогуляться до центра. Это была не очень хорошая идея. Наглотавшись пыли, идя вдоль обочины никак не можем дойти до арт галереи. В итоге находим красивое здание правительства Карнатаки с забавной фразой: «работа правительства - работа бога». Вход охраняют ребята с ружьями и зайти на территорию можно только по пропускам.

В целом впечатления от Бангалора было не очень хорошее: шумный, грязный город, огромное количество попрошаек и сумасшедшее движение.
 И вот мы на вокзале. Чудом купив билеты на поезд, кстати, очень дешево, всего по 100 рупий на человека, мы ожидаем наш Джайпурский экспресс. К назначенному времени приходит поезд, и мы счастливо в него запрыгиваем. Поезд выглядит забавно: на окнах решётки, вверху вентилятор, на полу шкурки от семечек и чипсы. Но людей почти нет и это хорошо.

На следующей станции (тоже в Бангалоре), выясняется, что это не наш поезд, а наш отходит через 15 минут с другой платформы. Схватив сумки, бежим со всех ног и вполне успеваем, т.к. наш поезд опаздывает на 30 минут. Проводник немного погонял нас по вагонам, чтобы плотнее утрамбовать людей.

И вот мы едем. Народу не так много, всего по три человека на лавке. Некоторые даже умудряются спать, забравшись на верхнюю полку. Полка расположена очень близко к потолку, и худенькие индийцы нырком запрыгивают на нее. Почти по-российски O
 Всю дорогу по вагонам непрерывно ходят продавцы самосы (нашей самсы, только вегетарианской), каких-то печенек на газете и т.д. Также ходят попрошайки: милая приставучая бабушка; калека, ползающий по полу; колоритные трансвеститы. Кстати, об индийских трансвеститах.
 В Индии существует целая каста трансов, их называют "хиджры". Раньше основную массу составляли люди, родившиеся гермафродитами. Их жалели и подавали деньги. Считалось, что такие люди обладают магическими способностями и могут проклясть, если их разозлить и не подать милостыни. Также считается хорошей приметой, если представитель хиджры посидит на пороге дома. Значит, в доме будет удача. В современной Индии в хиджры идут все, кто хочет легко заработать. Когда огромный бородатый дядька в сари мило улыбается и протягивает руку, очень сложно ему отказатьO
 Наши соседи по поезду - семья тибетцев и молодой индиец. Тибетцы очень стараются растянуться на всю лавку, чтобы никто больше не сел. Приятный местный молодой человек объясняет нам, что Майсор очень красивый город и довольно чистый.
 Наконец мы в Майсоре. На вокзале впервые столкнулись с особенностями национального  английского, спрашивая таксиста о цене до гостиницы. Он отвечал нам : «Onderpiese» – крайне загадочное индо-английское слово. Объясняясь 15 минут на пальцах, планшете и калькуляторе, мы выяснили, что оно означает one hundred rupies (сто рупий).
Заселились в дорогую шикарную гостиницу (2000 за ночь!). В ней все было хорошо, кроме полного отсутствия свежего воздуха и невозможности сушить вещи.

Отправившись на ужин, забрели в местный КФС. Из вегетарианской еды там был только рис с соусом. Леша на радостях вылил весь соус в рис, и есть это блюдо стало просто невозможно! Ворча на мужа, с обожженным языком, я злая и голодная легла спать.

3. Путешествие на Кукарахоли.

 На следующий день  отправились смотреть местную достопримечательность: озеро Кукарахоли. Судя по карте, озеро находилось достаточно близко от нашей гостиницы, и мы решили прогуляться пешком. Идя вдоль автострады и глотая пыль индийских дорог, мы насмотрелись на особенности местного автомобильного движения. Огромное количество мопедов, мотоциклов, машин, рикш (их называют тук-тук) и людей движутся в разных направлениях. О поворотах сигналят гудками или просто высовывают руку и машут ей. Тротуары практически отсутствуют. Светофоры попадаются очень редко, только на главных дорогах. Реально самый безопасный способ перейти дорогу - это увязаться за неспешно следующей коровой (корова священное животное, её не собьют, в отличие от человека).

В начале нашего пути попадались очень красивые здания Университетов с прилегающей к ним территорией. У каждого входа охранники в красивой форме, каждое здание в индивидуальном архитектурном стиле, видно, что за территорией и насаждениями с любовью ухаживают.

Затем университеты закончились и начался бесконечный забор. За забором мы видели озеро, но подойти к нему не представлялось возможным. Вернувшись не солоно хлебавши в гостиницу, мы сверились с навигатором. Оказалось, что мы пропустили поворот направо и просто бродили вокруг по автостраде. Наутро мы вновь двинулись в поход. Дойдя до заветного поворота, двинулись по весьма заброшенной дороге. Попробовали невероятно вкусный тростниковый сок. Его готовят следующим образом: стебли тростника складывают в несколько слоёв и пропускают через специальный отжимающий механизм. Отжим происходит либо вручную (очень тяжёлая работа), или механически с помощью электрического двигателя. Сам тростниковый сок стоит очень дёшево -от 12 до 15 рупий за стакан, но при этом обладает прекрасными вкусовыми качествами и хорошо утоляет жажду.

Ещё немного поплутав, мы наконец-то оказались на озере. Озеро занимает огромную территорию. На нем обитают различные виды птиц: некоторые напоминают наших уток, другие мелких цапель.

 

Вокруг озёра расположился парк, жемчужиной которого является огромный баньян. Баньян-это уникальное дерево, пускающее корни прямо из веток. Корни тянутся к земле, врастают и питают дерево. Баньян за счёт этого разрастается больше и больше. Такое большое дерево даёт приют змеям и различным мелким животным, поэтому ходить вокруг него следует с осторожностью.

Кроме баньяна, в парке есть прекрасная пальмовая аллея, живописный мост, находящаяся на реконструкции беседка и несколько лавочек, увитых непроходимыми лианами.

Местами наблюдаются заросли из диких колючек, которые люди используют вместо колючей проволоки, в дополнение к битым бутылочным стёклами, приклеенным на заборы домов. Для детей предусмотрены простенькие милые карусели. Вообще, парк нам очень понравился и перед путешествием домой мы даже сделали в нем живописную фотосессию.

4. Поиски жилья.

 Следующей главой нашего путешествия стали поиски жилья. На наше счастье в Майсоре находились хорошие знакомые из Новосибирска - Оля и Паша. Они провели для нас маленькую экскурсию по двум школам: Шарата и Сарасвати, объяснили, когда и где проходят занятия, как можно зарегистрироваться, где лучше поменять деньги, кушать и покупать продукты. Также они познакомили нас с местным риэлтором Кираном. В общем, спасибо им огромное!

Школа Шарата:

Школа Сарасвати:

Киран пообещал нам жильё с первого февраля. Мы должны были жить вместе со шведами и американцами, деля душевую. Но кого-то из соседей такой вариант в последний момент перестал устраивать, и мы остались в дорогущей гостинице без квартиры.  Полдня мы  проездили  с Кираном в поисках другого варианта. Нам предлагали хорошие комнаты, но все они уже были забронированны на февраль. Или наоборот, находились на крыше в очень "индийском" районе, рядом с трущобами и местным крематорием! И вот мы нашли ее - чудесная комната со всеми удобствами в пяти минутах ходьбы от Шалы с выходом на веранду!  Но эта комната освобождалась только 7 февраля и мы решили ее подождать, живя в гостинице. Посчитав скудные финансы, мы приняли решение о поиске более дешевой гостиницы. Неожиданной сложностью оказалось различное с индийцами понимание слова hotel. Когда мы просили таксистов отвезти нас в дешевый hotel, нас отвозили в дешевое кафе. Почему-то слово hotel в Майсоре означает еду, а не гостиницу. Наконец местный понятливый тук-тукер помогайка отвез нас в простенькую гостиницу, где просили 1300 за ночь. В итоге сторговались на 6600 за шесть дней. А главное - там был свежий воздух, удобные решётки на окнах для сушки наших весьма потрепанных вещей и большой супермаркет рядом, в котором мы завтракали, обедали и ужинали!

Вид из окна:

Обед в супермаркете:

Сушка вещей:

И вот наш первый день занятий. При регистрации мы получили счастливое время практики 5 утра!

Не дождавшись таксиста, который обещал за нами приехать, пошли на поиски сами. Посреди ночи, в 4 утра, на улице ни одной души! Какой-то индиец в машине пытался продать нам наркотики. Мы нашли стоянку спящих таксистов и разбудили собак, которые, в свою очередь разбудили таксиста. Договорившись о цене, приезжаем в Шалу. Вокруг тишина, только мотобайки стоят у ворот. Подумав, что никто не пришёл на занятие, какое-то время мы бегали от одной Шалы к другой. Потом появился продавец кокосов, объяснивший, что занятия проходят на втором этаже.
 И вот мы в зале. Около 30 мокрых от пота людей практикуют 1 и 2 серии. По залу ходит Сарасвати - маленькая и удивительно энергичная женщина. Никогда не скажешь, что ей 74! Также работает ассистентка Сарасвати, милая девушка, похожая на японку. Слышно только сосредоточенное сопение и вопросы : are you catсhing? What are you did now? И рекоммендации: touch! Walking! Отпрыгав первую серию, усталые и довольные лежим в шавасане. Немного мешают комары, но в целом ощущение невероятной лёгкости и расслабленности во всем теле!

После практики нас уже ждёт продавец кокосов. Аккуратно срезая крышечку огромным тесаком, он протягивает нам трубочки. По желанию можно попросить его расколоть кокос и подковырнуть нежную мякоть.

 Кокосы в Индии любят абсолютно все: Туристы - за чудесный, утоляющий жажду сок, собаки - за вкусную сочную мякоть, женщины - за волшебное ароматные масло для волос и тела. Правда, когда кокос падает сверху на голову, это не очень приятно. Существует даже официальная статистика смертности от падения кокосов!
 Однажды вечером, сидя в номере, мы услышали национальную музыку, доносящуюся с улице. Т.к. мы с мужем очень любопытные, быстро собрались и побежали смотреть. Оказалось, что в этот вечер по улице катали мурти божества.
 Немного раскажу, что это за ритуал. В индуистских храмах находятся фигурки различных божеств: Шивы, Парвати, Ганеша, Ханумана и др. Служители храма относятся к ним, как к живым существам: омывают молоком и топленным маслом гхи, наряжают в одежду, украшают гирляндами из цветов, преподносят фрукты. Также по праздникам мурти катают на специальных колесницах. В основном колесницу тащат два быка с разукрашенными рогам, а люди следуют впереди с маленькими свечками. По большим праздникам, в колесницу впрягаются люди. Рядом с мурти едет священнослужитель и благословляет всю процессию. Очень красивое, яркое зрелище, которое мы и наблюдали.

Поглазев на процессию, решили зайти в местный храм Чандрамулешвара темпл. Самой красивой частью храма являются ворота - величественное сооружение пирамидальной формы с различными фигурками. Также привлекают внимание картины на стенах, со сценами из священных текстов. При посещении храма женщинам необходимо закрывать колени и плечи. Перед входом нужно снять обувь. Затем перешагнуть правой ногой порог и позвонить в колокольчик, оповещая божество о своём присутствии. Далее следует подойти к священнослужителю, оставить пожертвования и получить благословение огнём и водой (пуджа). В конце обойти по кругу храм слева на право, коснувшись головой выемки в стене, наиболее близкой к мурти, и загадать заветное желание.
 Выполнив весь ритуал, мы пошли бродить по храму. Поразила коллекция шивалингамов, привезенных из разных храмов Индии. Выходя из храма, позвонили в колокольчик, забрали никем не тронутую  обувь и пошли спать.

5. Железнодорожный музей.

 Позанимавшись утром и хорошенько отдохнув, мы заказали национальное блюдо Тали в номер. Тали представляет собой гороховый суп, три лепешки, два вида риса (со специями и сладкий), два очень острых соуса и один сладковатый. Обещали сделать «no spicy», но как всегда оказалось очень даже «спайси». Суп и сладкий рис с лепешками ещё более менее, но остальное есть невозможно. Ощущая пожар в животе, отправились в железнодорожный музей.

Национальное блюдо Тали:

 По дороге зашли в чудесный парк с огромными кактусами. Сделали небольшую фотосессию на фоне глиняных горшков в живописной оранжерее. Залили пожар в желудке кокосовыми соком и двинулись дальше.


По дороге нам встречались продавцы праздничных гирлянд и арбузов, а также бедняки, стирающие вещи в грязной речке.

Стирающие ребята:

Дойдя до музея, сфотографировались с группой местных ребят (они попросили), затем зашли внутрь.
 В музее под открытом небом стояло много разных поездов 19-го и 20- го веков. Возле каждого поезда находилась табличка с историей происхождения данной машины.

Жемчужиной выставки был поезд королевской семьи, стоящий в отдельном павильоне. Доброжелательный индиец - смотритель за 10 рупий сфотографировал нас возле поезда.

Также впечатлило разнообразие гербов индийской железной дороги.

Попрощавшись с музеем поехали домой на тук-туке, вечером поужинали в любимом кафе с не очень острой едой. Десерт был весьма своеобразным. Только индийцы могли смешать спагетти, розовую воду, фрукты, ягоды, и мороженое.

Сытые и довольные мы легли спать.

6. Зоопарк.

 Через несколько дней решили отправиться в Майсорский зоопарк - один из старейших зоопарков в мире. Хитрый таксист очень уговаривал по дороге заехать в роскошный магазин. Это целый бизнес: таксист правдами и не правдами привозит туриста в магазин, и если тот что-то покупает, таксист с этого тоже имеет свой процент. Как правило, такие магазины достаточно дорогие. Однажды таксист пообещал нам показать "настоящий йога- музей", а привёз в магазин платков и сувениров, увидев цены на которые мы обалдели и поспешно ретировались. Зная эти приколы с магазинами, мы сразу закричали: «no shopping, only zoo!»

Оказавшись в зоопарке мы были приятно удивлены низкими ценами (около 40 рупий, примерно 40 рублей на текущий курс) и огромными размерами зоопарка. Зоопарк построен таким образом, что посетители ходят по зигзагообразной дороге, длиной в 2,5 километра. Дорога идёт вдоль вольеров с животными со всего света. Сократить путь очень сложно, т.к. везде стоят ограничители. Обилие зелени, разнообразие фауны, большие вольеры, ухоженные упитанные животные оставили хорошее впечатление.

Заинтересовали таблички на клетках хищников с жуткими картинками. Мол, не лезь в вольер, а то медведь (лев) нападет и оторвет руку. И поведет тебя без руки милиционер домой.

В зоопарке мы немного страдали без воды. На середине пути, прихваченная из дома литровая бутылка начала заканчиваться, а киосков с водой все не попадалось. Вокруг были баки с питьевой водой и даже привязанной к ним металлической кружкой.  Можно было набрать любое количество воды, что местные и делали. Но мы не хотели рисковать, т.к. пить в Индии небутылированую воду опасно для здоровья.

Но скоро мы уже так хотели пить (температура то около 34 градусов!), что рискнули и налили воду из бака. На вкус она оказалась несколько странная, словно с привкусом металла. Через пару десятков метров мы набрели на киоск с водой, а потом и с мороженым и наши страдания закончились. Ближе к выходу из зоопарка забрели в серпентариум, где обитало несколько анаконд. Индийцы и мы с ними выстроились в очередь и поочередно рассматривали змей. Мы смотрели на анаконд, а они смотрели на нас с одинаковым любопытствомO

Идя по дорожке, мы услышали, что нас зовут. Подошёл современно одетый мужчина и попросил меня сфотографироваться с его женами. Три женщины, полностью закутанные в чёрные хиджабы, оригинально смотрелись рядом со светловолосой, сероглазой свободно одетой европейкой.

Кстати, об одежде. Для мужчин в Индии нет особых правил одежды. В повседневной жизни они носят джинсы и футболки, на праздники одевают длинные цветные туники, оригинальные белые штаны или тогу (тоги носят по большей части брамины поверх шнура). Что касается женщин, то тут правила строже. Незамужние женщины носят туники с лосинами до щиколоток. Приветствуется цветной шарфик на шее, чуть приспущенный на грудь. Замужние женщины одевают цветные сари. Сари представляет собой шесть метров цветной ткани, накрученной особым образом на поясе в качестве юбки. Крайний конец сари, обычно с красивой вышивкой, перекинут через плечо. Под сари женщина носит топик, в основном, сшитый на заказ из того же сари. Бюстгалтеров под топик не одевают. Ещё индийские женщины любят носить расклешенные цветные платья с теми же леггинсами. Вся одежда очень яркая и красочная, создающая неповторимый колорит Индии.

Совсем по другому одеваются мусульманки. Мужчины носят обыкновенную европейскую одежду, а вот женщины поверх любого платья одевают хиджаб. Он представляет из себя кусок цельной плотной материи чёрного цвета. Некоторые женщины носят хиджаб с открытым лицом, а некоторые оставляют открытыми только глаза. Несмотря на такое обилие одежды, мусульманки почему то не страдают от жары.
 Набравшись впечатлений, отправились домой.

7. Гокулам.

Пролетела неделя в гостинице и вот мы в Гокуламе. Это район, где находятся йога шалы, и где нам отныне предстоит жить. Гокулам является очень богатым районом Майсора -просто местная Рублевка. Абсолютное большинство домов представляет собой двухэтажные особняки с мансардой. На территории дома присутствует обилие зелени. Не существует двух похожих домов в Гокуламе - каждый имеет свою индивидуальную архитектуру. Разнообразие геометрических форм, расцветок, оформление стеклом и пластиком реально впечатляет. Как правило, на первом этаже, состоящем из нескольких комнат, живут сами хозяева, а комнаты на втором этаже сдаются в аренду студентам йоги. Цены на комнаты довольно высокие - от 15000 рупий за месяц. Дома оснащены всеми современными удобствами - горячей водой, телевизором, холодильником. А вот стирать индийцы до сих пор предпочитают вручную. Каждое утро (около 7) раздавался ужасный грохот. Это наши хозяйки стирали бельё, выбивая его палкамиO

 

Первым нашим другом в Майсоре стала добрая собака Дурга. Она жила с нами на 2 этаже, каждое утро провожала на занятия, а потом встречала. Хозяева не очень заботятся о своих животных - только кормят и выпускают гулять. Поэтому Дурга была рада, что мы её гладили, разрешали лежать в комнате и угощали сладостями.

В Индии считается, что собаки являются воплощением душ воров и убийц, поэтому с ними особенно не церемонятся. С кошками ещё хуже: в них индийцы видят души падших женщин и не очень их любят, хотя и часто держат дома.
 Т.к. в Майсоре очень много вегетарианских семей, для животных никто не готовит мяса. Нашей Дурге каждое утро хозяйка варила рис с молоком. И этим собака питалась весь день. При таком рационе Дурга выглядела весьма упитанно, а энергии в ней было на десятерых.
 В пять часов утра мы идём на занятия. Гокулам практически безлюден, встречаются только неспящие йоги с ковриками. Да стайки собак, свернувшись калачиками, спят в сухой листве. После тренировки нас уже встречает продавец кокосов. Мы с удовольствием пьем кокосовый сок и едим сочную, вкусную мякоть. Когда мы возвращаемся домой, на улице появляются первые люди. Выходят хозяйки с метлами и прибирают улицу возле своего дома. Затем с любовью рисуют мелом оберег на асфальте. Этот оберег защищает дом от злых духов. Некоторые хитрые хозяйки рисуют оберег масляной краскойO

Дом с оберегом:

 Для защиты дома также используют устрашающие маски. Их вешают на стену ещё на этапе строительства.
 Около семи утра появляются первые продавцы цветов и фруктов. Они катят перед собой тележки и нараспев предлагают товар.
 Мы дома, уставшие и довольные после практики, принимаем душ и ложимся спать. В половину двенадцатого у нас занятия по чантингу - рецитации мантр. Брамин показывает нам, как правильно произносить ту или иную строчку мантры, а мы за ним повторяем. После занятия состояние абсолютного спокойствия ума и полного удовлетворения.

После Чантинга:

В течение дня обедаем, гуляем, осматриваем достопримечательности. Затем ужин и спать.
 Вечером Гокулам не менее красив, чем днём. Просыпаются маленькие летучие мыши и красиво порхают возле нашего дома. Включается ночная подсветка, оживляется уличное движение, загораются окна кафе и ресторанов. Хозяева около 10 вечера начинали готовить ужин. Запахи были потрясающие, но, я думаю, на вкус очень остро, как и вся индийская еда.

8. Английский язык.

 11 февраля начался с казусов в английском языке. Заказывая стандартный завтрак- суп с тостами и кофе, я спросила у наших милых официантов во французском кафе, есть ли у них тосты отдельно. Парень на некоторое время завис, и спросил: Вы хотите тосты отдельно? Я сказала, что сейчас не хочу, а хочу отдельно вечером. Официант понял только "не хочу", поэтому решил вообще не приносить тосты. Пришлось сидеть с голым супом и объяснять, что тосты мне все же нужны. Бедные индийцы наверно подумали, какие же странные русские блондинки.
Вечером была забавная история со шведами. Мы с мужем впервые увидели в Майсоре магазин с алкоголем. Там продавались маленькие бутылочки, и мы разглядывали их, думая привезти в подарок другу, который такие бутылочки коллекционирует. Мимо проходили шведы - аштангисты, и увидев нас возле алкоголя очень оживились. Мол, русские не могут без алкоголя. Мы, несколько пристыженные, вернулись домой.
И вот наша первая самая сложная практика - субботняя конференция Шарата на английском языке. Наш организм, привыкший вставать в 4 утра и вновь сладко засыпать в 7, никак не может понять, почему в 9.30 нужно бодрствовать. И сидишь на конференции, пытаясь заставить глаза открыться и при этом осознать и перевести английско - санскритскую тарабарщину. Вокруг огромное количество людей, даже в коридоре сидят, душновато и процессор реально перегревается. Как ни странно, муж даже умудряется в общих чертах понимать, о чем идёт речь, я же выхватываю только отдельные слова.         
Вообщем, многотруден английский язык, а учить его все же придётся.
Шарат на конференции говорил о том, что асаны очень важны, но являются лишь фундаментом на пути йоги. Асана - еще не йога, но её фундамент. Чем более прочный фундамент, тем прочнее стены. Сколько форм жизни, столько и асан. Асана становится прочной, если ее выполнять 1000 раз (1 раз в день). Тогда происходят чудесные энергетические изменения в теле. Когда вы утверждаетесь в ровном дыхании в асане, наступает пратьяхара (отвлечение от органов чувств), ум становится более стабильным. После конференций желающие могли сфотографироваться с учителем.

9. Девараджа маркет.

"Кто не посещал индийский рынок, тот не видел Индии". Эта фраза абсолютно справедлива и для Майсора. И вот мы, вооружившись навигатором, отправились на Девараджа маркет. На входе нас встретил доброжелательный индиец Имран, парфюмер в 3 поколении. Его лавка играла всеми цветами радуги: горки цветной краски для мехенди (свадебных рисунков на руках) и холи - национального индийского праздника, когда люди осыпают друг друга красками; выставка красивых графинчиков с ароматными натуральными маслами.

Имран специальной палочкой нарисовал краской у меня на руке цветок, а затем продемонстрировал различные масла. По его словам, все известные парфюмерные бренды: "Armani", "Kenzo", "Boss" изготавливают свою продукцию из этих масел, разбавляя их спиртом и водой. Мы купили маленькую бутылочку масла индийской магнолии, которое действительно похоже ароматом на "Kenzo" и немного благовоний.
Все это время рядом стоял парень и настойчиво предлагал нам шкатулку для специй в виде кошки. Он все разбирал её и собирал вновь. Потом с этой шкатулкой парень ходил за нами по всему рынку.
 Попрощавшись с Имраном, мы двинулись вглубь красочных рядов Девараджа маркера. В каждом ряду продаётся огромное количество товара одной категории.
Например, есть ряд, где торгуют только бананами. Есть цветочные ряды, привлекающие туристов своим благоуханием. Цветы и цветочные гирлянды используются для подношений в храмах, во время свадебных ритуалов и в качестве украшения женских причёсок.

Ряд бананов.

Ряд мандаринов и цветов.

Весь рынок представляет собой невероятное буйство красок, зелени, цветов и атмосферы Индии.
 По внешнему краю рынка продают одежду, картины, предметы интерьера.
На задних рядах можно купить небольшие сувениры из бронзы, камня и лёгких металлов.

Набрав огромный пакет фруктов, специй и купив несколько сувениров, отправляемся домой.
 Кстати, об индийских фруктах. На мой взгляд, это самая вкусная еда в мире! Ананасы настолько сладкие и ароматные, что напоминают наши консервированные. Арбузы и дыни очень маленькие, твердые, сочные и очень сладкие.
 Мандарины кисло-сладкие и вкусные, но содержат много косточек. Бананы в  основном маленькие. Они вкуснее и нежнее привычных нам длинных бананов.
 Ну и конечно, в сезон можно попробовать экзотику - манго, чику, маракуйю, папайю, гуаву, "драконьи яйца" и т.д.
 В Индии фрукты и овощи составляли большую часть нашего рациона.

10. Чамунди Хилл.

 14 февраля мы запланировали поездку на легендарный Чамунди Хилл – холм, на котором богиня Чамунди (Чамундешвари) на этом месте победила злого демона, который владел Майсуром. Поэтому холм и храм были названы в честь нее.
Позавтракав в любимом кафе, мы были приятно удивлены вниманием официантов, приготовивших для нас тосты в виде сердечек.
Затем взяли рикшу, запаслись бутылкой воды и отправились на холм. Рикша высадил нас у подножия довольно внушительной горы, содрав зверский прайс. Он указал на лестницу, ведущую на холм, и объяснил, что восхождение по этой лестнице очищает от всех грехов, а также предупредил, чтобы мы опасались обезьян, мирно сидящих вдоль лестницы.
Обезьяны очень любят отбирать у туристов шляпы, очки и, конечно, еду.

И вот рука об руку мы начинаем восхождение. Очень жарко, лестница довольно крутая, и через каждый пролет мы садимся в теньке, чтобы отдохнуть и попить воды. Навстречу нам идут молодые индийские пары красиво одетые, в основном, босиком.

 Оказывается, с недавних пор существует традиция в День Святого Валентина вместе с любимым человеком совершать восхождение на Чамунди Хилл. Так как гора считается священной, приветствуется подъем босиком.
 Для тех, кому тяжело, существует автобус, который поднимает туристов на верхнюю площадку холма.
 По дороге открывается потрясающий вид на город. Внизу белеют дворцы (их в Майсоре целых 17), огромные гостиницы, расстилаются теннисные корты. Вокруг чувствуется глубокое умиротворение и покой.

Поднявшись довольно высоко, мы достигаем первой площадки Чамунди Хилл. На ней стоит огромная статуя быка Нанди, возле которой брамин служит Пуджу. Статуя вся черная. Говорят, что изначально она сделана из серого камня, но благодаря постоянному обмазыванию кокосовым маслом, цвет статуи изменился на черный.

Благословившись водой и огнем, покупаем освежающий сок из лайма и тростника.

Рассматриваем красивые фигурки божеств, которые продают местные умельцы и идем дальше. Поднимаясь к вершине, любуемся непередаваемым видом пропасти внизу, от которого дух захватывает.

Встречаем пару милых обезьянок и колоритного Свами в оранжевом одеянии.

Видим конец пути – надпись на ступеньках 1000.

И вот мы на вершине. Перед нами прекрасный храм, посвященный богине Чамунди с грандиозными золотыми воротами. По легенде, на этом холме Богиня победила злого демона, терроризировавшего Майсор.

 

По сторонам света на воротах расположены фигурки божеств из белого камня, которые размещены ярусами в виде пирамиды

 

 

 Возле храма огромная очередь из людей, сидящих и стоящих в тени. Мы не стали стоять в очереди, а отправились на поиски хорошего места для фотосессии. В процессе поиска удобного места встретили очаровательных мохнатых коров.

 


 

 

Отсняв очень красивые кадры, мы пошли осматривать более мелкий храм комплекса Чамунди. Сидя у подножия храма, мы стали свидетелями интересной картины: обезьяна подбежала к несущей кокос туристке и начала настойчиво тянуть девушку за штанину. Кокос туристка бросила на землю, и только после этого обезьяна отстала.
 Обезьяны чувствуют себя полными хозяевами в Майсоре. Они относятся к священным животным, и, пользуясь этой привелегией, вольготно живут вдоль дорог, на территории дворцов и храмов. Они кормятся от туристов и имеют весьма упитанный, и даже грозный вид. Майсорская обезьяна размером со среднюю собаку.
 Еще немного полюбовавшись красотами храма Чамунди, мы направились искать остановку автобуса, идущего в город. Пройдя сквозь маленький рынок еще раз восхитились национальным искусством. Затем мы дошли до своеобразной раскрашенной статуи усатого воина и недалеко от нее обнаружили автобусную остановку.

 

 

Сели на удачу в автобус, который привез нас прямо на автовокзал. Оттуда можно официально за 1 рупию забронировать такси и очень дешево доехать до дома.

11 Майсорский дворец.

 Следующей нашей поездкой стало посещение майсорского дворца. Великолепный дворец является национальным достоянием индийской культуры и такой же по посещаемости достопримечательностью, как Тадж - Махал. Дворец находится в самом центре Майсора и окружен красивой каменной стеной, наподобие нашего Московского кремля.

 

На огороженной территории находится несколько чудесных храмов с их постоянными обитателями: служителями, коммерсантами и обезьянами. Также на территории дворца разместился небольшой слоновник с милыми индийскими слониками, на которых можно покататься.

По большим праздникам слоников наряжают в позолоченную сбрую, люди надевают форму времён последнего махараджа Водеяра, и вся процессия торжественно шествует вокруг дворца. Наряду со слониками,  туристов катают пара верблюдов. Мы даже сделали на их фоне фото, которое назвали "Леха и верблюды".

Леха и верблюды.

Вокруг дворца разбит небольшой парк с местной "охраной" - свирепыми каменными тиграми.

Ближе к ограде расположены чудесные арочные комплексы с витыми лестницами, вдали от взглядов назойливых индийцев, желающих с нами сфотографироваться.

 В самом красивом ракурсе дворец предстаёт воскресным вечером. С 19.00 до 21.00 зажигают подсветку, и весь дворцовый комплекс загорается яркими красками. Непередаваемые сочетания золотистых и серебристых оттенков пленят душу каждого туриста. Как то в такое воскресенье мы просто час сидели и любовались этим волшебством.

Также вечером открывают храмы и зазывают туристов их посетить. А на фоне всего этого великолепия стайками носятся летучие мыши, разбуженные ярким светом.
 Мы взяли экскурсию внутрь дворца. Как и всегда, перед входом в храм или дворец разуваемся, оставляем обувь на хранение и входим внутрь. Предприимчивые переводчики на разных языках предлагают сопровождение гида. Мы отказываемся, т.к. русский они не знают, да и деньги уже начинают заканчиваться. С группой туристов проходим по великолепным залам с высоченными потолками. Наблюдаем роскошные колонны, настенные гравюры, головы слонов, портреты царской семьи и предметы их обихода: зеркала, паланкины, мурти богов домашнего алтаря и т.д. Особое восхищение вызывает огромный тронный зал, отделанный цветной мозаикой. По-своему прекрасна трибуна, с которой зачитывались указы махараджа, и где он восседал со своей семьёй. Жалко, что фотографировать внутри не разрешают, остаётся надеяться только на свою память.
 Немного отдохнув на дворцовых лавочках, делаем небольшую фотосессию. Затем покупаем очень красивого Шиву и собираемся домой.

Покидаем дворец с чувством приятного тепла и с намерением вернуться туда вновь.

 12. Индийская свадьба.

Как-то вечером мы отправились в любимый "Чельюбинда" парк. Подходя к парку,  увидели красивые занавески, прикрепленные прямо над дорогой. На них были написаны имена будущих молодоженов: Нарасимха и Латха. Здесь же люди празднично украшали зал, расположенный возле храма Ханумана (Бога обезьян), прямо под открытым небом.
Нам рассказали, что свадьбу планируют начинать около семи вечера.


Немного погуляв в парке, мы познакомились с индийцем, работающем в местном институте. Он начал расспрашивать нас об особенностях системы образования в России. Сколько лет нас обучают в институте и в школе, какие предметы являются базовыми, бесплатное или нет у нас образование и о многом другом. Также его интересовала российская валюта. Нас поставил в тупик вопрос о количестве штатов в России и об имени премьер министра Индии. К своему позору, мы так и не смогли вспомнить количество краев, регионов и областей Российской Федерации. Имя же премьера Индии мы и подавно не знали. Индиец же смог правильно назвать имя нашего президента и точно знал количество индийских штатов.
 Перекусив после парка, мы двинулись в сторону места свадьбы, мечтая хоть одним глазком увидеть церемонию. Подойдя к месту, услышали приятную музыку и увидели празднично одетых людей, спешащих на свадьбу. Пристроившись возле дерева, приготовились наблюдать.
 Мы не остались незамеченными. Из зала тут же вышли брат и сестра жениха и настойчиво пригласили нас внутрь. Мы узнали, что считается большой удачей для молодых, если свадьбу посещают белые люди. Усевшись в зале, мы немедленно привлекли внимание гостей. Сперва к нам подошёл знакомиться жених - очень приятный молодой человек. Затем по очереди подходили гости, расспрашивали нас о России и рассказывали об Индии. Индийцев очень интересовали российские храмы, правительство и снег. Мы даже показали несколько фотографий со снегом и московскими небоскребами.  Другая компания гостей собралась вокруг старичка в белой одежде со шнуром брамина на груди. Гости просили у него благословения и выражали большое почтение.

 Вскоре к нам подошла невеста - очаровательная девушка в красивом красно-коричневом сари, с объемными золотыми украшениями, мехенди на руках и стеклянными браслетами. Увидев, что мне понравились браслеты, она подарила их мне целую пачку.

Невеста взволнованно рассказывала о свадебных традициях, макияже, а потом убежала на фотосессию. Фотографы отдельно снимали невесту, а потом жениха на белом фоне. Скорее всего, затем поставляли любой красивый фон.

Каждый приглашенный предлагал нам еду и напитки. Мы активно отказывались, т.к. хорошо поужинали, но это мало помогало. Сначала нам принесли кофе, а затем проводили на второй этаж отведать закуски. Там был накрыт традиционный индийский стол.  Молодые брамины со шнурами растелили перед нами банановые листья. На них положили немного риса с овощами и специями, сладкой манки с орехами (халавы) и лепешку чапати, поставили стакан воды.

Немного перекусив, мы спустились вниз, где уже началась сама церемония.
Как мы узнали от гостей, индийская свадьба состоит из двух частей и празднуется два дня. В первый день жених и невеста обмениваются кольцами и цветочными гирляндами, гости поздравляют молодых и дарят подарки. Этот день называют "европейская свадьба". На второй день жених и невеста, связанные шарфом, ходят вокруг ритуального огня.  Этот день считается "индийской" свадьбой.
 Мы попали на первый день. Жених и невеста обменялись кольцами и гирляндами и сели в красивые кресла на сцене. Гости подходили к ним небольшими группами, поздравляли и вручали подарки. Затем всю компанию снимали фотографы.

Далее гости выходили в соседний двор, где был накрыт праздничный ужин. Индийский шведский стол представлял собой несколько белых палаток с различной едой. В палатках также работали брамины- служители храма.

Мы тоже поздравили молодых, поблагодарил их за тёплый приём и вручили подарки. Затем хотели незаметно ретироваться, но не тут-то было. Нас поймал ещё один брат жениха и сказал, что гости обязательно должны отведать праздничного ужина, иначе молодым не будет счастья. Подтянув и так полный желудок, мы в третий раз направились кушать. Съев рис, сладкую манку, какие-то конфеты и ещё немного поболтав с гостями, мы направились домой. На дорожку нам вручили по фруктовому салату и мы, "перекатываясь" от обжорства, наконец, отправились домой отдыхать.

13. Махашиваратри.

 Одним из самых запоминающихся событий в Майсоре стала для нас Махашиваратри. Она празднуется в ночь перед новолунием февраля и по значимости соизмерима разве что с российским Новым годом. Ритуал состоит из четырёх пудж: саттва - пуджи (длится с 19:00 до 22:00, раджасика – пуджи (ближе к полуночи), тамасической пуджи (после 1:00 ночи) и пуджи Абсолюта. Три первых пуджи посвящены качествам ума или гуннам: спокойствия, страсти, инертности. Последняя пуджа посвящена состоянию ума за пределами влияния трех гун. Каждая пуджа длится несколько часов и весь процесс выдерживают немногие.
И вот мы с друзьями из Казахстана направляется в Чандрамулешвара темпл (наш любимый храм недалеко от Гокулама). Время около 9 вечера. В храме включена подсветка, вход украшен цветами, звучит мантра "Ом Нама Шивая". Возле храма огромная очередь из людей, пришедших получить благословение, очень многие с маленькими детьми.

Все разуваются перед входом, оставляя обувь на хранение и босиком почти километр идут в конец очереди. Пока стоим в очереди, наблюдаем живописный алтарь, состоящий из шивалингамов.

Очередь двигается довольно быстро и минут через 20 мы оказывается внутри. Вначале покупаемых талончики на прасад- благословленную еду всего за 5 рупий. Затем проходим мимо выставки Шивалингамов, привезенных из различных храмов Индии. В честь праздника открыт самый большой шивалингам. Нам дают специальный горшок с водой и листьями бильвы. Из этого горшочка мы омываем водой Шивалингам, прикасаясь к нему и прося благословения. Камень прохладный и гладкий на ощупь, но особого трепета не ощущается. Далее все следуют в основной зал и просят благословления у мурти божеств, по праздничному украшенных в этот день. Кто-то подает цветы и фрукты, кто-то заказывает пуджу. Некоторые люди сидят внутри зала для мурти и слушают мантру. "Ом нама Шивая" поется очень ритмично, на низкой частоте. Идет саттва (линга) - пуджа. Саттва - переводится как качество ума во время бодрствования. Она является частью нашей жизни.
 В следующем зале монахи вновь благословляет посетителей огнём и водой и раздают прасад: немного оранжевого сахара и банановый лист с благославленным рисом. Поев, мы перемещается в отдельный зал, где проходит концерт. Различные исполнители и музыканты поют мантры и играют в ритме саттва- пуджи, пение напоминает горловое.
 Около 12 ночи ритмы и исполнители меняются. Звучит радостная быстрая мелодия, дети начинают танцевать. Началась раджас- пуджа. Раджас - это энергия радости, повышенного возбуждения, страсти. Также, как и саттва, раджас всегда присутствует в нашей жизни.
К часу ночи мы устали и отправились домой, поэтому не слышали тамас-пуджу и пуджу абсолюта, которые длились до утра.

14. Озеро Каренджи.

Наше пребывание в Индии подходило к концу и мы решили посмотреть ещё одно интересное место - парк вокруг озёра Каренджи. Зайдя на территорию парка, мы попадаем в сказочные джунгли с элементами цивилизации. Идём по пальмовой алее вглубь парка, любуемся куполообразными беседками, расписанными лесными мотивами.

Справа стоит живописный каменный слон, с которым хочется сфотографироваться.

Чуть дальше начинаются вольеры с местной фауной. Вокруг детской площадки расположены огромные клетки с попугаями, павлинами, фазанами. Все птички активно общаются, создавая неповторимый гомон.

 Дальше расположен более степенный  "птичник"- большой вольер, огороженный от основного парка металлическими занавесками. Мы заходим в вольер и оказывается в своеобразном "райском саду". Вокруг нас важно расхаживают павлины. Для них сооружены деревянные домики, в которых самки высиживают яйца. Несколько павлинов гордо восседает на каменной статуе, а в отдаление белый павлин чистит перышки в небольшом озере. Дорогу торопливо перебегают петухи разных пород и окрасок, недалеко от них прогуливается группа куриц. В озере плавает пара чёрных лебедей, а на траве отдыхает семья золотых фазанов.

Полюбовавшись птицами, выходим из "райского сада" и двигаемся в сторону озёра.
Озеро Каренджи занимает обширную территорию и является местом обитания для многих птиц, животных, пресмыкающихся и насекомых. Вокруг озёра развешаны таблички с фотографиями птиц, живущих здесь и их названия. Кроме табличек с птичками, везде висят предостерегающие знаки:"Осторожно - змеи и крокодилы". Змей мы не встретили, но плавающего крокодила разглядели со смотровой башни.

Гуляя по парку, встречаем влюбленные парочки индийцев, обнимающиеся и даже целующиеся в тени деревьев. Дело в том, что в Индии запрещено демонстрировать свои чувства на улице, и молодые люди ищут уединённый парки и скверы, чтобы побыть наедине.
 Проходя по парку, обращаем внимание на огромные лопухи и величественные баньяны. По дороге встречаем пожилого индийца, управляющего повозкой, которую тащат две коровы с длинными разукрашенными рогами. Эти коровы относились к породе индийской горбатой. Горбатых коров очень почитают, часто впрягают в повозки для катания мурти (статуй божеств) и разукрашивают им рога.
 Предприимчивый индиец сразу смекнул, что повозка нам нравится, слез с неё и посадил меня, чтобы Леша сфотографировал. Ну и конечно, получил от нас традиционные десять рупий.

Время в парке Каренджи пролетело незаметно, и, возвращаясь обратно, мы с удивлением обнаружили, что гуляли больше трёх часов.

15. Путь домой.

Вот и подошло к концу наше пребывание в чудесном городе Майсор. Прикоснувшись лотосных стоп Сарасвати Джи и попросив благословение, подарили ей коробку хороших конфет. Шоколад в Индии стоит очень дорого, я думаю, ей было приятно.

Сделали последнюю фотосессию под баньяном на озере Куракахолли. Выпили последний фреш из арбуза. Отведали томатный суп в любимом французском кафе. Попрощались с нашими хозяевами и ласковой собакой Дургой. Дождались такси и поехали в Бангалор.
 Дорога от Майсора до Бангалора занимает примерно 4 часа. Такси стоит 2500 рупий. Плюс 115 рупий за въезд в аэропорт. Когда мы ехали по Бангалору, было ощущение, что мы попали в постапокалипсис. В ужасе выглядывая в окно, мы видели современные здания наряду со стройкой, грязью и полуразвалившимися трущобами. И все это в течение 3 часов!
 По дороге меня сильно укачало, хотя мы ехали со средней скоростью по хорошей дороге. Я, умирая, развалилась на муже, и он пытался поддерживать меня весь путь. Я буквально вывалилась из машины и долго пыталась прийти в себя. Леша отпаивал меня дорогущим капучино в местной кафешке, после чего мне стало немного лучше.
 И тут мы столкнулись с определёнными особенностями Бангалорского аэропорта. Чтобы пройти внутрь, необходимо предъявить охране загранпаспорт и маршрутную квитанцию на английском языке! Так что выбрасывать эти бумаги нельзя!
 Оказавшись внутри, идём на регистрацию. Зарегистрировавшись, встаем в очередь на контроль перед посадкой.
 Очередь просто огромна, сначала проверяют паспорта и посадочные талоны, потом формируют две очереди- из мужчин и женщин и крайне медленно досматривают ручную кладь и одежду. Нам пришлось полностью доставать вещи из маленьких рюкзаков, потом складывать их обратно. Вообщем, досматривали нас очень долго, около 2 часов.
 И вот мы в самолёте. Переживая 20 часовой перелет на трёх самолетах, приземляется в Краснодаре. Уже местный таможенник задает тот же вопрос: Что я делала в Индии больше месяца?
Небо хмурое, капает холодный мартовский дождь. Уже начинаем скучать по солнечному МайсоруJ

Ермолаева Евгения.

 

 

 

 

коврики для йоги, товары для йоги, магазин йога товаров